Русская изба представляет
собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше
всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в
ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства
избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.
Ну раз я уже
написала о постройке дома на Руси, пришло время разобрать, как же оформляли дом
внутри.
Древние
славяне были людьми домовитыми,
хозяйственными и семейными. Они не мыслили жизнь без уютного дома, где в печи
всегда горит огонь, пахнет выпечкой и на окнах висят красивые занавески. Дом –
это центр жизни, семейный очаг. Он имеет
большое значение, потому что с домом связанно все самое лучшее и именно там
человек может найти защиту и понимание. С дома начиналась жизнь
человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда
прощался с родным жилищем.
Начнем, пожалуй, с двух самых главных мест в избе. Это печь и красный
угол, где висели иконы.
Красный угол был самым главным и
почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом
с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом
дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас.
Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен
обратить внимание на икону.
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в
определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в
каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда
держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
В этом же углу находился обеденный стол, за которым собиралась вся семья. Под иконами сидел глава семьи.
В крестьянской
русской избе были четко определены мужские и женские места. Мужчины сидели на
долгой, «мужской» лавке, женщины и дети - на лицевой, «женской» лавке,
располагавшейся под окном на улицу.
Второе главное и значимое место в избе занимала печь. Кто у нас обычно создает уют в доме? Конечно же, женщина, так что печь и все вокруг нее считалось женской половиной дома. Здесь занимались приготовлением пищи и хранили всю необходимую для этого утварь. В северных регионах русскую печь часто располагали на значительном расстоянии от задней и боковой стен, закрывая образованное пространство дверцей и используя для хранения прочей домашней утвари.
Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна).
Место у печи
предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей
работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке,
расположенной вдоль стены, пряли.
Место напротив печи называлось упечью и
предназначалось для приготовления еды. Отделялось оно при помощи дощатой доски
или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене
обустраивали полки, на которых хранилась посуда и необходимые вещи.
С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице
можно было попасть в подполье. От боковой стены до входной двери располагалась
широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто ее широкая
боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка
получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому
считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие
элементы интерьера жилища. Задняя часть избы, которая находилась под полатями,
служила прихожей. В холодное время года в этой части помещения содержался
домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати
никогда не заходили. Между полатями и обеденным столом, как правило, ставили
ткацкий станок, что позволяло женщинам заниматься различными видами рукоделия.
Во многих русских избах вплоть до 19 века кровати, как таковые, отсутствовали,
и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы
меблировки.
Вернемся опять
к красному углу, где стояли иконы. К иконам относились бережно, их хранили в
семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу,
на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады - небольшие
светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом.
В красном углу
молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали
уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей, головой к
иконам клали покойника. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина:
рождение, свадьба, похороны.
В красный
почетный угол ставили первый и последний сноп как залог будущего урожая. Во
время гаданий все желания исполняются только тогда, когда магические действия
направлены в сторону красного угла. Например, девушка метет пол веником от
порога к красному углу и приговаривает: « Гоню в избу свою молодцев, не воров,
наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
В
мир человека есть две лазейки: окно и
дверь, они требуют дополнительной защиты. И
на окне и на двери есть наличник.
Перед дверью обязательно есть порог. Порог
– это граница между мирами, миром живых и
миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом,
вытирает ноги о порог, отряхивает прах
мира; заходя в чужой дом, гости
переступают через порог, показывая, что
пришли в этот дом с добром.
Несравненно больше внимания уделялось окнам,
сквозь которые могли проникнуть вездесущие злые
духи. Щели в оконцах. Сквозняки, зимний
холод, все, что могло причинить болезнь, -
все это преображалось в сознании древних
людей в образы невидимых, неосязаемых
навьих. В связи с этим возник важный
элемент заклинательного декора, как наличник,
обрамление окна, обычно насыщенное языческой
символикой, ведь оконный проем - это не
только «окно в мир» и в «белый свет»
для обитателей избы, но и глазок для
чужих людей и сторонних злых сил,
которые могут подглядеть внутрь жилища,
проникнуть внутрь, или хотя бы сглазить
тех, кого удастся увидеть в окно.
Соблюдение
обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома –
это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам
из поколения в поколение.
В настоящее
время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно
стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много
веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий